ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО

 Кносс

Около 5000 лет назад на островах и побережье Эгейского моря стала складываться самобытная культура, которую по названию моря называют эгейской или по названию главных центров, крито-микенской. Она просуществовала почти 2000 лет, пока её не вытеснили в 12 веке до нашей эры пришедшие с севера греки. Поразительные по красоте и тонкости вкуса памятники оставила нам эта культура.

Когда англичанин Артур Эванс со своими помощниками начал в 1900 году раскопки на острове Крит, его ожидали здесь интереснейшие находки. Они подтвердили достоверность историй, расказанных в древних мифах и в поэмах древнегреческого певца Гомера. В них прославлялись великолепие критских дворцов и могущество царя Миноса.

Самый большой дворец - Кносский сохранился лишь частично. Он состоял из сотен различных помещений, сгрупированных вокруг большого парадного двора. В их числе были тронный зал, колонные залы, смотровые террасы, даже ванные комнаты. Их водопроводы и ванны сохранились до наших дней. Стены ванных комнат украшают столь подходящие для такого места росписи, изображающие дельфинов и летающих рыб. Дворец имел чрезвычайно запутанный план. Ходы и коридоры внезапно поворачивают, переходят в подъемы и лестничные спуски, к тому же дворец был многоэтажный. Неудивительно, что впоследствии возник миф о критском лабиринте, где жил чудовищный человекобык и откуда нельзя было найти выход. Лабиринт связывали с быком, потому что он на Крите считался священным животным и то и дело попадался на глаза - как в жизни, так и в искусстве. Поскольку большая часть комнат не имела внешних стен - только внутренние простенки, - в них нельзя было прорубить окна. Помещения освещались через отверстия в потолке, в некоторых местах это были "световые колодцы", проходившие через несколько этажей. Своеобразные колонны расширялись кверху и были окрашены в торжественные красный, чёрный и жёлтый цвета. Стенные росписи радовали глаз весёлыми красочными созвучиями. Сохранившиеся части росписей представляют важные события, юношей и девушек во время священных игр с быком, богинь, жриц, растения и животных. Стены украшали также раскрашенные рельефы. Изображения людей напоминают древнеегипетские: лица и ноги - сбоку, а плечи и глаза- спереди, но их движения более свободны и естественны, чем на египетских рельефах.

На Крите найдено множество небольших скульптур, особенно статуэток богинь со змеями: змеи считались хранительницами домашнего очага. Богини в юбках с оборками, узкими открытыми лифами и высокими причёсками выглядят весьма кокетливо. Критяне были прекрасными мастерами керамики: глиняные сосуды красиво расписаны, особенно те, где с большой живостью изображены морские животные, например осьминоги, охватывающие своими щупальцами округлое тулово вазы. Львиные ворота

В 15 веке до нашей эры с полуострова Пелопоннес пришли ахейцы, ранее бывшие в подчинении у критян, и разрушили Кносский дворец. С этого времени власть в районе Эгейского моря перешла в руки ахейцев, пока их не покорили другие греческие племена - дорийцы.

На полуострове Пелопоннес ахейцы соорудили мощные крепости Микены и Тиринф. На материке опасность нападения врагов была куда большей, чем на острове, поэтому оба поселения были построены на холмах и обнесены стенами из огромных камней. Трудно представить, что человеку по силам управиться с такими каменными громадинами, поэтому следующие поколения создали миф о гигантах - циклопах, помогавших людям строить эти стены. Здесь тоже были найдены стенные росписи и художественно выполненные предметы быта. Однако по сравнению с жизнерадостным и близкими к природе критским искусством искусство ахейцев выглядит по- другому: оно более сурово и мужественно, прославляет войну и охоту.

Вход в давно разрушеную микенскую крепость до сих пор охраняют два вырезанных в камне льва над знаменитыми Львиными воротами. Неподалёку располагаются гробницы правителей, которые первым исследовал немецкий купец и археолог Генрих Шлиман (1822-1890). С детства он мечтал найти и раскопать город Трою; о войне троянцев с ахейцами и гибели города (12 век до н.э.) рассказал в поэме "Иллиада" древнегреческий певец Гомер. Действительно Шлиману удалось найти на северной оконечности Малой Азии (В нынешней Турции) развалины города, который считают древней Троей. К сожалению, из - за излишней спешки и недостатка специального образования он разрушил значительную часть того, что искал. Тем не менее он сделал множество ценных находок и обогатил знания своего времени об этой далёкой и интересной эпохе.

Крито-Микенское искусство.

Ещё 3000 лет до н. э. На острвах Эгейского моря и на его побережье начала формироваться уникальная культура, которую стали называть эгейской, Крито-Микенской культурой. Она просуществовала около двух тысяч лет. В 12 в. до н. э. её уничтожили пришедшие с севера греки.

Центр этой культуры обнаружил немецкий коммерсант, археолог-любитель Генри Шлиман и английский археолог Артур Эванс. Используя поэмы Гомера они искали следы мифологического прошлого. В 1870 г. Шлиман нашёл Трою, а Эванс в 1900 г. начал раскопки на острове Крит. Он обнаружил самый известный архитектурный памятник – покои Кноса.

Сохранилась лишь часть от больших покоев Кноса. Их составляют сотни разнообразнейших помещений, каждое имело свой большой парадный двор. Посреди них – главный зал, искусные колонны, балконы, множество комнат. Свет и воздух поступал в помещения через отверстия в потолке. Был проведён водопровод, канализация, имелись стеклянные двери, лифты, ровно отделанные лестницы и ванны такой же формы, как и современные. Несколько этажей построены по бесконечному замкнутому плану. При входе корридоры постоянно поворачиваются, поднимаются и опускаются. Это напоминает описание Лабиринта греками, который принадлежал правителю Крита Миносу. В Лабиринте жил Минотавр – полубык, получеловек. Приходившие приносили Миносу дань – каждый год приводили несколько юношей и девушек, которых съедал Минотавр. Афинский герой Тесей убил Минотавра и вышел из Лабиринта при помощи клубка, который дала ему дочь Миноса Ариада.

Парижанка
Палаты Кноса раньше имели множество фресок и цветных рельефов. Лучше всех сохранившийся – “Король знаний”, легко идущий через цветущее поле юноша. Изображение напоминает Месопатамские и Египетские рисунки (лицо и ноги – сбоку, а плечи и глаз – спереди), но он более свободный и естественный. На остальных стенах изображены фрагменты, изображающие богов, колдунов, девушек, юношей, растения и животных. Изображения женщины в живописи и в скульптуре однообразны: широкая талия, обнажённые и изогнутые руки, нос широкий, но маленький, с горбинкой, рот почти неулыбающийся, причёска вычурная – с жемчужным гребнем, платье тёмно-синее с тёмно-голубыми вставками. Изображённые женщины могли быть колдуньями или богинями.

Практически ничего не известно о Критской вере. Люди не сооружали церквей, т. к. молились в пещерах, в лесах, в горах. Найдено только много маленьких скульптур с изображением богов. Претпологают, что высший бог был женского пола.

Жители Крита – хорошие мастера керамики. Им было известно гончарное колесо и цветная глазурь. Найдено много резной глиняной мебели. В росписях ваз использовались морские мотивы. Известная ваза с осьминогом хорошо подходит под определение Эгейской керамики.

В конце 15 в. до н. э. На острове произошла катастрофа. Возможно, весь остров покрыло извержение вулкана. Территорию острова заняли ахейские племена, а всё коренное население перебралось на материк.

Когда Критская цивилизация угасла, центр эгейской культуры тоже перенёсся на материк. Там возник город Микены. Государство много воевало, одна из войн – война с Троей. Ахеи строили города на высоких горах. Позже такие города стали называть акрополями. Помещения микенского акрополя не сохранились, они были построены по простому понятному плану. Вокруг центрального здания – мегарона – пространство, занятое другими строениями, впереди – портик. Его план был заимствован у греков. В 13 в. племена дорийцев заняли ахейские города. Пала Крито – Микенская цивилизация, ранний этнический этап, прелюдия богатой культуры древних греков.

Вопросы:

1. Что подтолкнуло археологов искать следы мифологического прошлого?

2. Когда и где существовала эгейская культура?

3. Что особенного в покоях Кноса?

4. Что изобрели критские керамики?

5. Чьей культуре дало начало эгейское искусство?

Эгейская культура - это историческое сообщество культур народов, населявших с начала третьего тысячелетия до нашей эры берега Эгейского моря: Балканы, полуостров Малая Азия, а также прилегающие острова - Киклады и самый большой остров в Эгейском море - Крит. Великая цивилизация, процветавшая в этих местах, погибла в середине-конце второго тысячелетия до нашей эры, то есть когда греческая цивилизация еще только зарождалась. Величайшие города Эгейского мира - Тиринф, Микены, Кнос, Фест, наконец, легендарная Троя столько раз упоминаются в греческих мифах и преданиях, что кажется любой европеец, получивший классическое образование, знает о них все или почти все, но на самом деле вплоть до семидесятых годов прошлого века европейцы не знали, где точно находились эти города, и считали, что мифы - это прекрасные поучительные сказки с занимательными интригами и глубоким философским смыслом, неисчерпаемый кладезь сюжетов для всех видов искусства на все века. Только в 70-х годах девятнадцатого века удивительный человек, абсолютный дилетант в археологии, но свято веривший, что Гомер описал реально происходившие события, немец Генрих Шлиман, предприняв отчаянную попытку найти Гомеровскую Трою, доказал, что Троя существовала. В Турции, на холме Гисарлык, руководствуясь только описаниями Гомера и других античных авторов, он нашел руины легендарного города, погибшего в результате пожара. Это была она, Троя, где в войне из-за прекрасной Елены полегло столько греческих и троянских героев. Открытие это стало настоящей сенсацией, вызвавшей бурный восторг среди любителей древности и шквал негодования среди профессиональных археологов. Воодушевленный успехом, Шлиман отправился в Грецию в поисках не менее легендарных городов - Тиринфа и Микен, где, по словам Гомера, похоронены греческие военные вожди, сражавшиеся в первых рядах во время Троянской войны. Микены были городом, где правил царь Агамемнон, возглавивший поход греков против троянцев. Греческий путешественник Павсаний во втором веке до нашей эры описывал Микены так: "До сих пор все еще сохранились от Микен часть городской стены и ворота, на которых стоят львы... Тут были подземные сооружения Атрея и его сыновей, где хранились их сокровища и богатства. Тут могила Атрея, а также могилы тех, которые вместе с Агамемноном вернулись из Илиона и которых Эгисф, возлюбленный жены Агамемнона, Клитемнестры, убил на пиру". Именно эти слова Павсания и были главным руководством Шлимана. Он раскопал купольные гробницы со множеством золотых предметов, гробницу Атрея, гробницу Агамемнона со знаменитой золотой погребальной маской, гробницы Эгисфа и Клитемнестры. Микенские гробницы довольно любопытные сооружения. Это так называемые толосовые гробницы, круглые по форме, перекрытые ложным сводом. Иногда их еще называют купольными гробницами. Снаружи они засыпаны земляной насыпью, а внутри перекрыты подобием купола или свода, который получается потому, что каждый последний слой каменной кладки чуть-чуть выступает за пределы предыдущего и таким образом концентрические кольца кладки смыкаются на вершине. В гробнице Агамемнона было 33 таких кольца. Были в Микенах и могилы, высеченные в скале. Шлиман был уверен, что в пяти из таких могил, где было найдено много золотых сосудов, масок, бронзового оружия и прочих сокровищ, и были похоронены спутники Агамемнона, убитые на пиру Эгисфом. Некоторые ученые, правда, считают, что захоронения, открытые Шлиманом, относятся к более раннему периоду, чем Троянская война. Помимо гробниц, Шлиман открыл и город - Микены. Это был настоящий город-крепость. На скалистом холме, на высоте 280 метров над уровнем моря в тринадцатом веке до нашей эры греками-ахейцами была возведена неприступная крепость площадью 30 000 квадратных метров. С севера она была защищена горой, со всех сторон окружена мощной каменной стеной, периметр которой 900 метров. Толщина стен достигала от 5 до 8 метров, а высота - более 8 метров. Возможно, что в древности каменная часть стены была еще выше надстроена из сырцового кирпича, но от него, даже если он и был, не осталось и следа. Но больше всего в этой стене поражает не высота или толщина, а каменные блоки, из которых она построена. Трудно поверить, что люди могли сдвинуть с места эти огромные камни. Кажется, что не люди, а циклопы ворочали эти глыбы. Не случайно такая кладка из огромных необработанных камней называется циклопической. Попадаются, правда, иногда и обработанные прямоугольные блоки, но и они поражают своими размерами, достойными одноглазых циклопов.




Главный вход в крепость был через Львиные ворота. Проем ворот - это квадрат со стороной 3,1 метра. В свое время он закрывался мощными деревянными створками, но сейчас без них ворота выглядят, быть может, даже внушительней. Два огромных вертикальных камня перекрыты громадным блоком, сверху немного скругленным, а над ним, в кладке стены, оставлен треугольник, заполненный каменной плитой с высоким рельефом, на котором два могучих льва, поставив передние лапы на ступени, фланкируют колонну. В крепости был еще и другой вход, потайной, которым могли пользоваться защитники в случае осады, для диверсионных вылазок и пополнения запасов пищи и воды. Все население города могло укрыться за неприступными стенами крепости. Там был и дворец, от которого, правда, мало что сохранилось. Другим городом-крепостью, построенным еще раньше Микен и открытым Шлиманом, был Тиринф. Здесь уже Шлиман проводил раскопки более профессионально, так как с ним вместе работал Дерпфельд, архитектор, прошедший хорошую школу, участвуя в археологической экспедиции Берлинских музеев в Греции. Страбон рассказывает, что Тиринф построили для царя Пройта великаны - одноглазые циклопы, привезенные им из Ликии. Стены Тиринфа тоже выложены циклопической кладкой из огромных камней весом до 12 тонн. Камни выложены безо всякого раствора, но между ними пустоты засыпаны мелкими камнями. Два панциря стен заполнены внутри землей и бутом. В результате толщина стен Тиринфа колеблется от 4,5 до 17 метров. Местами в стене устроены казематы и именно там она самая толстая. Высота этой каменной стены - 7,5 метра, но раньше она была еще выше за счет надстройки из сырцового кирпича. Площадь этой крепости - до 20 000 квадратных метров, и все горожане могли укрыться здесь от неприятеля. Главный вход в крепость был в восточной части стены. От него вел узкий коридор, попав в который, неприятель встречал град стрел, льющуюся смолу и летевшие в него камни. Только миновав этот коридор, можно было оказаться на территории нижнего и среднего города. А для того чтобы во время осады крепость снабжать водой, на западе был сделан потайной вход, от которого специальный проход, перекрытый ложным сводом, вел к подземному источнику. Крепости Тиринф и Микены по праву считались неприступными. Древние греки застали эти твердыни, построенные их предками, во всей красе, но время не пощадило их.

Одним из центров Эгейской культуры, который завоевавшие его греки застали уже в руинах, был остров Крит и, конечно, знаменитый Кносский дворец-лабиринт. Мифы и легенды приносят из глубины веков образы прекрасных и смелых сооружений. В своих золотых чертогах пируют на Олимпе бессмертные боги, в пучине моря стоит дивный дворец Посейдона. Как оказалось, многие легенды воссоздают вполне реальные сооружения, хотя некоторые из них до сих пор остаются архитектурной загадкой. Величайшим архитектором и изобретателем древности был Дедал. Ему приписывают множество необыкновенных изобретений: топор, бурав, клей, роботы, планеры и т.д. Он высекал из белого мрамора такие дивные статуи, что казалось, будто они смотрят и двигаются. И был у него племянник и ученик Тал, который с ранней юности всех поражал своим талантом и изобретательностью. Гениальный Дедал видел в нем соперника и однажды столкнул юношу со скалы. Ареопаг приговорил Дедала за это преступление к смерти, но тому удалось бежать на остров Крит к царю Миносу. На этом острове Дедал построил царю дворец, но Минос не разрешил ему покинуть остров, чтобы он нигде в другом месте не построил подобного чуда. Дедал сделал себе и сыну Икару крылья из птичьих перьев, скрепил их воском, и они улетели. Икар не послушал отца, поднялся слишком близко к солнцу — воск растаял, и Икар упал в море. А Дедал благополучно приземлился в Сицилии. Миф рассказывает, что в этом лабиринте царь Минос скрывал тайну своей неверной жены Пасифаи, которая, воспылав страстью к священному белому быку, родила чудовище Минотавра — получеловека-полубыка. Дедал выстроил Лабиринт с такими запутанными ходами, что никто не мог найти из него выход. Каждые семь лет афиняне должны были присылать в жертву Минотавру семь юношей и семь девушек. Так было уже дважды, но в третий раз Тесей, сын Эгея, вызвался добровольно отправиться в Лабиринт, чтобы сразиться с чудовищем. Он победил Минотавра, а дорогу назад нашел благодаря прикрепленной у входа нити, которую дала ему Ариадна, дочь Миноса. Так рассказывает древний греческий миф. Но был ли Лабиринт на самом деле? Многие исследователи считают его тоже чудом света, хотя в те времена, когда греки начали писать свою историю, Лабиринт уже давно перестал существовать. Тогда каким же было это сооружение, если память о нем жива, а никаких исторических документов нет?

Сегодня мы знаем об этом благодаря английскому археологу А.Эвансу, прибывшему сюда в поисках загадочного иероглифического письма, которое он увидел в Оксфордском музее на печатях, происходивших якобы из Спарты или с Крита. Эванс думал здесь задержаться на неделю, но во время прогулки по городу Гераклиону его внимание привлек холм Кефал, который показался ему сугробом над старым городом. И Эванс начал раскопки. Он вел их почти 30 лет и раскопал не город, а дворец, но равный по площади целому городу — Кносский лабиринт. Это целые комплексы построек, которые группируются вокруг большого внутреннего двора. Расположены они причудливо на разных уровнях, соединяются между собой лестницами и коридорами, некоторые из. которых уходят глубоко под землю. Одни помещения дворца освещались ярче, другие были погружены в полумрак, неравномерность освещения создавала эффект особой таинственности.

Вместе с Лабиринтом Эванс открыл великую древнюю культуру, ставшую, вероятнее всего, жертвой природных сил, — возможно, извержения вулкана на острове Санторин. В ученом мире принято считать, что критская (или минойская) цивилизация была преимущественно цивилизацией дворцов, поскольку именно дворцы были теми центрами, без которых специфическая социальная система Крита просто не могла бы существовать. Как считают многие историки и археологи, первые дворцы на территории острова появились на рубеже III—II тысячелетий до нашей эры. Именно в это время сложилась принципиальная схема дворцовых ансамблей, основные части которых группировались вокруг большого внутреннего двора, вытянутого с севера на юг. Постройка дворцов и начиналась с разбивки центрального двора, а уж потом вокруг четырех его стен вырастали другие дворцовые постройки.




План дворцового ансамбля впервые, вероятнее всего, сложился в Кноссе, где и был создан самый большой и самый сложный из всех известных науке комплексов подобного рода. Дворец рос изнутри, не вписываясь в рамки заранее заданного контура. План Кносского дворца сразу наводит на мысль о лабиринте, настолько он сложен и запутан. Кносский дворец-лабиринт со всех сторон совершенно разный, нет главного фасада и торжественного входа. Используя рельеф местности, архитектор расположил разные части здания па разных уровнях, то есть часть дворца получилась двух-, часть - трех-, а часть - четырехэтажной. Общая площадь Кносского дворца - 10 000 квадратных метров. Комплексы построек, причудливо расположенные на разных уровнях, соединяются между собой лестницами и коридорами, некоторые из которых уходят глубоко под землю. Одни помещения дворца освещались ярче, другие были погружены в полумрак, поэтому неравномерность освещения создавала эффект особой таинственности. Дворец царя Миноса многократно перестраивался и расширялся. Поздний дворец был длиной 150 и шириной 100 метров. С западной и с восточной стороны от центрального двора располагались крылья дворца с лестницами, достигавшими высоты четырехэтажного дома, световыми колодцами, внутренними двориками, коридорами, залами и жилыми комнатами.

Во дворце было множество переходов, потайных ходов, лестниц, коридоров, наземных и подземных сооружений. Кажущийся беспорядок в расположении помещений ученые объясняют сооружением новых дворцов над фундаментами прежних, которые были разрушены землетрясениями, а также пожаром 1380 года до н.э. Свежий воздух и солнечные лучи проникали во все помещения через специальные окна верхнего света, отверстия в сводах и двери. В «тронном» зале Кносского дворца на стенах изображены грифоны — мифические существа с львиным туловищем, орлиными крыльями и головой орла. Они окружены цветущими лилиями и совсем не кажутся страшными, скорее они похожи на беспечных обитателей райского сада, на ручных декоративных существ. У них длинная лебединая шея, львиный хвост поднят кверху и оканчивается завитком. С таким грифоном можно играть и резвиться на лугу. Сказания о чудовищном быке возникли, видимо, не случайно. Стены Кносского дворца покрыты многочисленными фресками, которые хорошо сохранились. На них, а также на каменных и золотых сосудах, постоянно встречаются изображения быка: иногда мирно пасущегося, иногда разъяренного, летящего галопом, с которым не то играют, не то сражаются критские тореадоры. Культ быка был распространен на острове, но трудно сказать, какая там была религия. Среди критских (а также микенских) построек не обнаружено ничего, хотя бы отдаленно напоминающего храм. Вполне вероятно, что на Крите не было такой строгой, все себе подчиняющей религии, как в Древнем Египте. Здесь чувствуется совсем иное отношение к миру, не скованное никакими канонами. Среди рисунков во многих помещениях дворца часто встречаются изображения двустороннего топорика. Это символический знак, связанный с религиозным культом критских жителей. Такие же топорики были найдены среди сталактитов и сталагмитов в одной из пещер, где, по преданию, родился Зевс. Двойная секира с острием по-гречески называется «лабрис». Ученые предполагают, что именно отсюда происходит слово «лабиринт», которым первоначально называли «дом двойного топора» — дворец царя Миноса.

Жители Крита оставили после себя и письменные памятники. Но каково происхождение критской культуры? К какой семье народов относились критяне? Пока удалось прочитать только вторую, более молодую письменность («линейное письмо Б»). Это случилось в 1952 году, и самое удивительное, что сделал это открытие (после напрасных стараний многих выдающихся ученых) 30-летний английский архитектор Майкл Вентрис, который занимался дешифровкой критского письма как любитель. Но до сих пор не удалось никому прочитать ни одного знака из более раннего критского письма («линейного письма А»). Не расшифрованы и еще более древние критские иероглифы, с ними не могут справиться даже компьютеры. Ученые ничего определенного не могут сказать и о том, на какой основе выросла культура древнего Крита, его искусство и изумительная архитектура, его политическое устройство, жизнерадостное мировоззрение, его религия, которая не знала храмов.